nuladno (nuladno) wrote,
nuladno
nuladno

Categories:

Черубина номер 0, или опять Гейнем навеяло

Прошлый Heine-inspired пост о большой, чистой и светлой любви был спровоцирован историческим постом д-ра Фремдермана, а этот - постом Тимки Барского . Если у вас нету тети ФБ, что по нынешним временам опять становится трендом,- пересказываю: там приведены три отрывка разных переводов стихотворения Гейне, описывающие страстоцвет, он же пассифлора, цветок,  количеством и формой тычинок-пестиков-лепестков символизирующий страсти Христовы
Ну я ж любопытная, пошла посмотреть, а там дальше страсти уже не Христовы:
           И по прихоти сна, тот цветок страстоцвет
           Образ женщины принял мгновенно…
           Неужели я, милая, вижу тебя?
           Это ты, это ты несомненно!
           Ты была тем цветком, дорогая моя!
           По лобзаньям я мог догадаться:
           У цветов нет таких жарких, пламенных слёз,
           Так не могут цветы целоваться.
Любопытно мне стало, к какой такой Мушке обращено стихотворение "Мушке" (писано в 1856, последний год жизни! когда страсть могла быть только в мыслях, т.к. Гейне уже был прочно прикован к постели - да и женат, но когда это мешало поэтам и не только) - и вот она. Викистатья на русский переведена довольно бестолково, но мне ж стало еще любопытнее, и не зря. Пересказываю вкратце (насколько возможно) предлинную немецкую статью.

Последняя любовь Гейне началась с письма незнакомой почитательницы, подписанного "Маргарет". За этой подписью стояла Элиза Криниц*, которую Гейне назвал Mouche из-за мушки, изображенной на печатке, запечатывавшей письмо. История их взаимоотношений туманна, как и вся жизнь Элизы, намеренно напускавшнй туману и романтизировавшей свою биографию.
*она же Ван Бельгерн, Марго Бельжьер, Марго фон Жерард, Маргарет Б., Сара Деннингсон, Камиль/Камилла Селден etc
Упорный немецкий исследователь, однако, в 1999 раскопал церковные записи и развеял часть тумана.
Родилась девочка в 1825г. в Саксонии, у почтенного бюргера-ткача Кристиана Мюллера и крещена была в честь матери Иоанной Кристиной. Мать, однако, так и не оправилась от родов и умерла, а отец отдал девочку на удочерение немецкой купеческой семье Криниц, жившей в Париже. Так она и стала Эмилией Адольфиной Элизой Криниц. Впоследствии она описывала свое детство как проведенное в венецианском палаццо. однако все было несколько скромнее: буржуазная семья в Париже, домашнее обучение (языки-музыка, вот это всё), поездки в Саксонию. В один непрекрасный момент приемного отца осенило поехать разбогатеть в Америку, и вернулся он разоренный.
Юная Элиза с переменным успехом пытается зарабатывать игрой на фортепиано и вращается в богемных кругах как начинающий композитор и публицист. В 1850-53 она живет в Англии, и, вернувшись, рассказывает, что была там замужем за богатым французом, который решил избавиться от нее, засадив в сумасшедший дом (предположительно пересказывает английские готические романы, очень популярные в то время). В Париже снова пытается заявить о себе как литератор и публицист. В 1855 знакомится с Гейне, уже 7 лет лежачим больным, и становится его чтицей, секретаршей, корректором, вычитывателем переводов, другом, собеседником - ну и, понятно, любовью. "Как я хочу поскорее снова увидеть Вас и запечатлеть на нежном облике ... если б я всё ещё был мужчиной, эта фраза была бы менее платонической. Но я теперь только дух, что, вероятно, устраивает Вас, но не меня". Любовь же Мушки к нему чисто духовная и интеллектуальная.

После смерти Гейне происходит то, чего Элиза много лет добивалась - богема признала ее, за ней увиваются желающие погреться в лучах популярности; некогда объект ее воздыханий Альфред Майсснер полюбляет ее ровно до тех пор, пока удается выманить у нее и опубликовать ее письма к Гейне.
В 1858 у нее возникает роман с философом и критиком Ипполитом Тэном. Он всячески поддерживает ее как литератора и публициста, и она публикуется в La vie Parisienne под мужским псевдонимом Камиль или женским - Камилла Селден. Но лет через 10 популярность ее угасает, как и роман с Ипполитом.
Дальше уже совершенно как у впоследствии Черубины - она нанимается учительницей немецкого в женскую гимназию в Руане. Начальство ею недовольно - "у нее ни методики, ни дисциплины, она не умеет преподавать грамматику и говорит только о литературе", но и не увольняет (из жалости? из дешевизны?).
В 1882г. она продает все имевшиеся у нее рукописи Гейне, хотя ранее намеревалась передать их в Национальную Библиотеку в Париже. В 1884г. под псевдонимом Камилла Селден она издает мемуары "Последние дни Гейне" - и это самая успешная из ее книг.
Элиза пережила Гейне на 40 лет. Подробности ее жизни так и остались тайной, перемешанные с ее романтическими выдумками. Даже в сидетельстве о ее смерти мало правды: "...родилась в 1832 или 1833г. в Венгрии от неизвестных родителей".
Subscribe

  • Ну что, идн, с Ханукой и здесь тоже

    в качестве ханукального чуда упало мне от марика любопытное, не могу не поделиться (хотя, наверное, если не поклонники футбола, то поклонники ММ…

  • Немного декабрьской Хайфы 2017

    Продолжаю спасательные раскопки в своем фб - теперь пойдет медленнее. Это на 60-летие, сиречь в октябре 2017, дети мне заказали смартфон. Пока…

  • (no subject)

    Продолжаю спасательные раскопки и эвакуацию из ФБ сюда того, что жаль потерять. Натыкаюсь на запись того времени, когда все, кто не хотел терять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments